О чтении книг

На развитие личности вашего ребенка значительное влияние может оказать знакомство с художественной литературой. Но мы знаем, что книга может повлиять на человека просветляюще, а может вызвать и негативные мысли и чувства. А детская душа намного восприимчивее к содержанию книг Поэтому при выборе детских книжек нужно учитывать содержание произведений. Особое значение для детей всех возрастов имеет чтение сказок.

Как и какие выбирать сказки?

Сказка должна быть литературно обработанной, чтобы соответствовать ребенку данной возрастной группы.

Привлекайте ребенка к выбору книги, спросите его, о каком герое он хотел бы прочитать сказку.

Зная особенности внутреннего мира своего ребенка, выбирайте то, что для него может быть особенно полезным и избегайте чтения тех сказок, которые могут вызвать очень сильные эмоциональные переживания.

Важно не только просто читать сказки, но и обсуждать с ребенком прочитанное.

Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Но не превращайте общение лишь в задавание вопросов.

Рекомендуется для чтения

В соответствии с программой образования детей раннего возраста рекомендуется следующая литература.

Малые формы детского фольклора:

  • «А ты, коцька-каток»,
  • «Кую-кую ножку…»,
  • «Гушкi, гушкi…»,
  • «Сарока-варона…»,
  • «Чыю-чыю, сарока…»,
  • «Чэ, чэ, чэ, сарока…»,
  • « А ты, каток шэры»,
  • «А iдзi, коця, на ганачак»,
  • «Белабока сарока»,
  • «Iшла каза рагатая…»,
  • «Ку-ка-рэ-ку, певунок…»,
  • «Ходзщь певень па капусце»,
  • «Не хадзi коцiк…»,
  • «Ладкi- Ладкi…»,
  • «А, курачка-рабушачка…»,
  • «Сядзщь мядзведзь на калодзе»,
  • «Калыханачка»,
  • «Люлi, люлi, люлi..»,
  • «Баю, баю, баю…»,
  • «Люлi, люлi, маленькi ..»,
  • «У куце сядзщь мядзведзь…»,
  • «Iграю на дудзе…»,
  • «Сядзщь сын на кане…»,
  • «Iдзi, iдзi, дожджык…» (зазывалка),
  • «Киска, киска..»,
  • «Водичка,водичка,..»,«Чики,чики,чикалочки…»,
  • «Как у нашего кота…»,
  • «Наша Маша, Машенька…»,
  • «Скок-поскок»,
  • «Дедушка Эх»,
  • «Сапожник» (пол). «Травка-муравка»,
  • «Пошел котик на Торжок»,
  • «Идет коза рогатая…»,
  • «Лошадка» (шотланд.), «Прошка Вилли-Винти»,
  • «В гостях у королевы» (англ.).

Сказки. Белорусские и других народов.

Русские сказки:

  • «Снегурочка и Лиса» (обработка М. Булатова),
  • «Кот, Петух и Лиса» (обработка М. Булатова),
  • «Маша и медведь» (обработка М. Булатова),
  • «Петушок и бобовое зернышко» (обработка О. Капицы),
  • «Волк и семеро козлят» (обработка А. Толстого),
  • «Курочка-ряба»,
  • «Колобок»,
  • «Репка» (обработка К. Д. Ушинского),
  • украинская сказка: «Коза-дереза» (пер. Е. Благининой),
  • литовская сказка: «Почему кот моется после еды»,
  • сказка Братьев Гримм; «Горшок каши».

Стихотворения:

  • А. С. Пушкин « Ветер по морю гуляет…» (отрывок),
  • Ю. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»;
  • В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;
  • А. Плещеев «Травка зеленеет»;
  • А. Барто: «Мячик», «Бычок», «Лошадка», «Самолет», «Девочка-ревушка», «Младший брат», «Машенька», «Девочка чумазая»;
  • К. И. Чуковский: «Краденое солнце», «Елка», «Телефон»;
  • Е. Благинина «Вот какая мама»; С. Мар-шэквМяч», «Кто колечко найдет?»;
  • О. Высотская «В марте есть такой денек…»;
  • И. Токмакова «Беседа мостика и паучка», «Елки» «Где спит рыба», «Жабы», «Как на горке снег, снег…»;
  • 3. Александрова «Топотушки»; М. Ивенсен «Елочка»; Б. Лодыжец «Гром», «Чук, чук, чук…»;
  • Е. Крупенька «Рябинка»;
  • А. Тайц «Поезд»;
  • С. Соколов-Воюш «Блакгг нябес»;
  • С. Б/’/ша «Коця \ Каця», «Калыханка»;
  • 3. Бядуля «Гэй, мой коця»;
  • Я. Журба «Дзед Мароз», «Пчолка», «Коцю;
  • С. Новiк-Пеюн «Верабейчык»;
  • Н. Галтоу-ская «Коцiк-варкоцiк», «Калыханка», «Першамай»;
  • А. Яюмовiч «Мядзведзь», «Люка»;
  • Е. Лось «Мая лялька»;
  • I. Муравейка «Адмарозiу лапку»;
  • Я. Ген’юш «Капуста», «Павучок», «Спi, Аленка», «На каi скачу»;
  • В. Мюцюк «Пеунiк»;
  • А. Вольсю «Курю»;
  • А. Лойка «Кураняты», «Вожык», «Верабейчык»;
  • А. Дзеружынсю «Сцяжынка»;
  • Д. Бчэль-Загнетава «Было-было»;
  • М. Танк «Галка i верабей»;
  • Т. Кляшторная «Шпак», «Ветлiвыя словы», «Сукенка распаша»;
  • С. Шушкевiч «Нашы сябры»;
  • В. Лукша «Вясёлка»;
  • П. Пракуза «Грыбнiк»;
  • Я. Колас «Храбры певень» и т. д.

Рассказы:

  • К. Ушинский «Умей обождать»;
  • Л.Н. Толстой «Пошла Катя», «У Розки были щенки», «Была у Насти кукла», «Тетя дала Вере меду»;
  • К. И. Чуковский «Цыпленок»;
  • Я. Тайц «Кубик на кубик», «Праздник»;
  • Б. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», «Цыпленок и утенок», «Кораблик»;
  • Э. Успенский «Чебурашка»;
  • Б. Заходер «Строитель»;
  • Е. Чарушин «Кто как живет», «На нашем дворе»;
  • Т. Виеру «Ежик и барабан»;
  • Н. Калинина «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад»;
  • Б. Юрэеч «Пацалунак асы» (в сокращении) и т. д.