О психическом развитии

Возраст от 1 года до 3 лет в психологии относится к периоду раннего детства. В это время ребенок приобретает важнейшие характеристики человека: овладевает прямохождением, речью, накапливает самую разную информацию при помощи органов чувств, у него формируются элементарные умственные действия. В это время ребенок очень активно познает окружающий мир.

В раннем детстве у ребенка появляется желание проявлять большую самостоятельность в своих действиях. Это связано с появлением новых потребностей. Особое значение для него имеет осуществление действий с окружающими предметами с целью их изучения. Поэтому неслучайно считается, что в раннем детстве ведущей деятельностью выступает предметная деятельность, которая имеет особое значение для психического развития ребенка. Ребенок познает мир, благодаря активным разноплановым действиям с различными предметами. Первые обобщения, связи между предметами ребенок усваивает сначала практически, затем закрепляет в слове (при содействии взрослого). Осуществляя действия с предметами, ребёнок не просто развивает свои двигательные навыки, но и постигает функции предмета, его социальное назначение и связь с другими предметами.

Важно помнить, что, создавая благоприятные условия для предметной и других видов деятельности ребенка, мы способствуем его разностороннему развитию. Если же ребенок ограничен в своих действиях, ему постоянно все запрещается, то это плохо отразится на его психическом развитии.

В раннем детстве интенсивно развивается речь и наглядно-действенное мышление. Для речи ребенка характерно значительное увеличение словарного запаса, способность описывать наблюдаемые объекты (ситуации), выстраивая простейшие предложения. Развитие наглядно-действенного мышления определяется тем опытом, который ребенок получает в ходе осуществления действий с предметами. К концу возрастного периода у ребенка появляется психическое образование, которое часто обозначается как «Я сам». Оно свидетельствует о развитии самооценки и других проявлений самосознания. Ребенок стремится расширить зону своего мира, проявляя при этом инициативу и независимость. Родителям важно занять мудрую позицию, помня, что, ограничивая активность детей, они тормозят их общее развитие. С другой стороны, родители должны умело ограничивать действия детей в ситуациях, связанных с их здоровьем и безопасностью.

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. Вся жизнедеятельность ребенка в раннем возрасте, как правило, сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок очень восприимчив к различным переживаниям, но в то же время часто, в силу возрастных особенностей, он не способен проявить сопереживание (эмпатию). В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только «как хочется», но и «как надо». Но спонтанное поведение («что хочется делать») чаще главенствует над произвольным («что надо делать»).

Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы являются преобладание неустойчивых и несдерживаемых желаний, появление потребностей в самостоятельных действиях и мотивов в достижении успеха. Показатели благоприятного — неблагоприятного развития. В раннем детстве ребенок стремится проявить самостоятельность. Когда он получает соответствующие возможности для ее проявления, у него, по мнению известно психолога Э. Эриксона, развивается чувство самоконтроля и уверенность в себе. Это не означает, что для формирования этих качеств родители [педагоги] должны предоставлять неограниченную свободу. речь идет о постепенном предоставлении возможностей для осуществления тех действий, которые посильны и допустимы и прежде всего с точки зрения безопасности. если же ребенок не получает необходимого опыта, находясь под жестким контролем, являясь объектом постоянных наказаний, у него формируются стыд и сомнение в собственных силах.

НЕ УЧИТЕ ДЕТЕЙ БЕСПОМОЩНОСТИ!!!

Помните, что вы воспитываете неудачника, если:

  • ограничиваете инициативу ребенка в познании;
  • в качестве преобладающего метода воспитания используете наказание;
  • не верите в его способности;
  • не относитесь к нему как к личности;
  • не устанавливаете с ним теплых и дружественных отношений;
  • при любой неудаче критикуете;
  • не любите его просто так, за то, что он есть!

Итак, если вы будете постоянно критиковать своего ребенка, сдерживать его познавательную активность, во всем ограничивать, то вы сформируете у него так называемый синдром «выученной беспомощности» Его суть хорошо отражена в следующей истории.

«Почему сильный слон может ощущать себя слабым»

Укротитель животных в цирке способен повелевать слонами, используя очень простую хитрость: когда животное находится еще в юном возрасте, он привязывает одну из его ног к стволу дерева. Независимо от того, насколько сильно он борется, молодой слон не в состоянии освободить себя. Постепенно он начинает думать, что ствол дерева более мощный, чем он. Когда он становится взрослым, обладающим огромной силой, достаточно просто привязать его тесемкой к молодому деревцу, и он даже не будет пытаться освободить себя. Как и у слонов, наши ноги часто «связаны» хрупкими нитями. Но с детства мы привыкаем к силе ствола дерева и не осмеливаемся бороться. Не понимая, что для обретения свободы достаточно простого храброго действия.

О кризисе трёх лет

К концу периода раннего детства часто наблюдается обострение отношений ребенка со взрослыми, которое обозначается термином «кризис трех лет». Его появление связано, с одной стороны, с усилением у ребенка желания быть самостоятельным, а с другой стороны, — с неготовностью взрослых «перестроить» отношения или их неадекватной педагогической позицией. В результате у ребенка могут наблюдаться бурные эмоциональные реакции. Ребенок может стать неуправляемым, аффективным. Э. Келер выделил 7 симптомов кризиса 3-х лет:

Негативизм. Стремление делать все наоборот, даже вопреки собственному желанию. В данном случае реакция идет не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.

Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие. Ребенок стремится все делать сам. Протест-бунт. Ребенок часто конфликтует с окружающими.

Обесценивание требований взрослых. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Важно помнить, что:

  • кризис 3-х лет свидетельствует о том, что ребенок «перешел» на следующую ступеньку в своем развитии; эта ступенька достаточно сложна, поэтому родителям нужно проявить максимум терпения и мудрости, чтобы помочь своему ребенку, а не создавать для него дополнительных проблем своей неправильной позицией;
  • важнейшая задача, которую ребенок решает в это время, — обучение соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определять свое «могу»; протекание кризиса усложняется или затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты), следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять и развивать свою самостоятельность;
  • родители, которые ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности, должны быть готовы к развитию у своих детей таких негативных образований, как чувство стыда и неуверенности;
  • часто кризис усложняется родителями, важно спокойно, терпеливо, тихо и незаметно влиять на поведение своего ребенка — в этом и проявится ваша мудрость; психологи считают, что кризис 3-х лет является важнейшим периодом для того, чтобы развить у ребенка самостоятельность, умение и стремление приспосабливаться к жизни, проявлять жизненную позицию, проявлять себя как личность.

ЮМОР В ТЕМУ:
Во время кризиса трех лет, по замечаниям родителей, дети неуправляемы, аффективны, вспыльчивы, строптивы. На наш взгляд, из поля зрения часто выпадает другая сторона, когда поведение родителей в большей мере неадекватно ситуации, чем поведение самих детей. В данном случае вернее будет говорить не только о кризисе 3-х лет, но и о кризисе «30-ти лет» (имея в виду возраст мамы).

А может, важнее развитие ребенка, чем чистый костюмом?
С утра мама надела трехлетнему сыну новый костюм и отпустила погулять. С утра прошел дождь, чему дети, безусловно, были рады и воспользовались этим, чтобы построить из песка свой волшебный город. когда малыш пришел домой, первым делом он решил рассказать, какой замечательный город он построил со своими друзьями, но реакция мамы была связана с другим…
Боже мой, что ты сделал с костюмом! Посмотри, на кого ты похож! Ты же, как поросенок! Ты знаешь, кто такой поросенок?
Да, мама, ты мне рассказывала, — опустив голову грустно заметил малыш. – Поросенок – это домашнее животное, у которого мама свинья…


Как бороться с детским упрямством.

Советы родителям.
Упрямство — одна из самых распространенных проблем, с которой приходится сталкиваться родителям ребенка раннего возраста. Зачастую она кажется многим абсолютно беспричинной; порой единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, т.е. рассматривают упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству. Чем же объяснить такое поведение ребенка? Если ребенок избалован, то причины известны – попустительское, не скоординированное родителями воспитание, непоследовательность в требованиях. Но бывает, что родители добросовестно его воспитывают, а чадо все равно упрямо твердит «Я хочу!»… Тогда в чем причина? Как правило, либо в очередном возрастном кризисе, либо в характере ребенка, его индивидуальных особенностях. Как уже было сказано, одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребенка выделяются три таких кризиса: трех, семи лет (дошкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать все по-своему, самостоятельно столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Девиз ребенка: «Я сам. Я так хочу!» Как будет протекать кризис, зависит не только от действий взрослых, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Кризис может развиваться бурно и надолго затягиваться, портить отношения между родителями и ребенком. Либо он протекает тихо и спокойно, в довольно мягкой форме. Как показывает практика и многочисленные психологические исследования, возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребенку проявляют уважение, интересуются его мнением и время от времени предоставляют право выбора. Как отмечают многие исследователи, пик подобного «бессмысленного» упрямства приходится на возраст около 2,5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения. В чем же причины подобного явления? В первую очередь, как уже было сказано, это — проявление потребности в самоутверждении, которая у детей этого возраста является одной из самых насущных. Если раньше, в более раннем возрасте, собственное «я» маленького человека еще никак не проявлялось, то теперь у него возникает первая инстинктивная потребность в том, чтобы проявить себя как личность. Безусловно, маленький ребенок не может осознавать мотивировки своих поступков, однако, с точки зрения психологии, она очевидна. Наличие собственного мнения — одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение. Еще одной причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша. Во время первых месяцев жизни ребенок привыкает не только к окружающим его людям и обстановке, но также и различного рода ритуалам. Он ест, как правило, в определенное время в определенном месте. Процесс кормления осуществляется одним и тем же человеком, чаще — матерью; ребенок, взрослея, обретает свое место за столом, ест определенную привычную пищу на завтрак, обед и ужин. Процесс подготовки ко сну также со временем становится своеобразным ритуалом, к которому ребенок привыкает. Все эти мелочи только лишь кажутся мелочами; на самом деле, привычный уклад жизни имеет для ребенка огромное значение. Подсознательно он формирует у него чувство безопасности и стабильности окружающего мира, становится залогом спокойствия. Что же происходит с ребенком, когда подобный привычный для него уклад жизни нарушается? К примеру, нередки случаи отказа ребенка от пищи, если его начинает кормить вместо матери бабушка. Ребенок плачет, отталкивает от себя тарелку, требуя лишь одного — присутствия матери. То же самое может произойти и во время подготовки ко сну, если ребенка укладывает спать другой человек или же если его пытаются уложить спать в другом, непривычном для него месте. Ребенок протестует всеми силами, отказывается спать, несмотря на то, что глаза уже слипаются. Еще одна форма упрямства — невротическая — является одним из видов функционального расстройства психики. Это — неконтролируемая форма упрямства, при которой ребенок действует зачастую помимо своего желания. При такой форме упрямства ребенок всегда сознает, что ведет себя неправильно, плохо, однако ничего не может с собой поделать. Невротическая форма упрямства возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты родителей, авторитарный режим воспитания, перестановка (инверсия) семейных ролей (в случае, когда ребенка воспитывает бабушка или няня, а не мать, или же когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины). Для того чтобы победить упрямство своего ребенка, следует, в первую очередь, разобраться в его причинах. А разобравшись, по возможности, устранить их. Помните, что упрямство невозможно победить в один день. Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка.


Как правильно вести себя с упрямым ребенком.
1. Не фиксируйте внимание на упрямстве, «не помните зла».
2. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
3. Не относитесь к ребенку предвзято.
4. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас «отстал».
5. Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства — таким образом, вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности.
6. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами.
7. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом, вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.
8. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».
9. Предоставьте ребенку право выбора!
К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете о том, каков будет его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.