О заповедях воспитателя

Не может быть универсальных правил воспитания детей Ниже приводится лишь один из вариантов, которые автор назвал «заповедями современного воспитателя».

  • Заповедь первая. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
  • Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему. а также узнайте что он думает по этому поведу.
  • Заповедь третья. Предоставьте самостоятельность Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
  • Заповедь четвертая. Не подсказывайте готового решения а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
  • Заповедь пятая. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
  • Заповедь шестая. Своевременно делайте замечание оценивайте поступок сразу и делайте паузу, чтобы дать ребенку время осознать услышанное.
  • Заповедь седьмая. Главное — оценивать поступок, а не личность.
  • Заповедь восьмая. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность. Дайте понять (но необязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки — не одно и то же.
  • Заповедь девятая. Воспитание должно быть поэтапным.
  • Заповедь десятая. Воспитатель должен быть строгим но добрым.

(Подробнее см. Толстых А. В. Наедине со всем: о психологии общения / А. В. Толстых Мн., 1990 С. 155-156).