Об организации питания

Основы организации питания детей: ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребыванием в нем 10,5-12 часов, получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.

Основными принципами рационального питания являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;
  • удовлетворение физиологических потребностей организма в основных полезных веществах в определенных количествах и соотношениях;
  • соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи;

В дошкольном учреждении для обеспечения рационального питания создаются необходимые условия: правила кулинарной обработки, технология приготовления пищи, разнообразие питания за счет широкого ассортимента продуктов.

Правильный режим питания в садике предполагает:

  • обеспечение приема пищи через каждые 3,5-4 часа строго в определенное время;
  • организация четырехразового питания в течение 12-часового пребывания детей в дошкольном учреждении, трехразового – при пребывании детей 9-10,5 часов.

Питание детей осуществляется на основе примерного десятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения и согласованного с врачом санэпидемстанции. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х до 6(7) лет. С меню родители могут познакомиться на специальных стендах в дошкольном учреждении. Стенды расположены в каждом корпусе на 1-м этаже. Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возрастной группы, объем порций, данные о химическом составе продуктов и др.

При составлении дневного рациона в первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительного материала — белка. Источники белка животного происхождения – мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.

Большую часть жиров в суточном рационе ребенка должны составлять жиры животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сливках сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15—20 % от общего количества жира в суточном меню ребенка. Рафинированные источники углеводов – сахар, варенье, мед, кондитерские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удовлетворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, — овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудочного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Необходимо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно — это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшой степени — мясо. Яйцо можно давать через день, творог — через два дня по 100— 150 г, рыбу один раз в неделю по 150—170 г.

В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с плохим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы сформировать v ребенка привычку употреблять свежие овощи.

Важно правильно распределить употребление продуктов в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.
Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидемслужбы в отношении упрощенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудочно-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравлении. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.

Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно, когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.

За каждым ребенком в саду закреплено постоянное место за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. Существуют определенные требования к посуде: она должна быть удобной, устойчивой, соответствовать объемам порций.

О том, как не надо кормить ребенка
Советы от доктора Леви (приводятся по изданию: Леви, В. Я «Ошибки здоровья / В. Л. Леви. М., 2004. С. 165—166.)

Семь «НЕ»: как не надо кормить ребенка (заповеди для любящих и заботящихся):

  • НЕ принуждать. Мамы и папы, тети и дяди! Бабушки, дедушки! Помните каждый день! Пищевое насилие — одно из страшнейших насилий над человеком! Огромный вред и физический, и психический! Если ребенок не хочет есть — значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только что-то определенное — значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения к еде!
  • НЕ навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения… Прекратить! А при особой надобности? Авитаминоз, болезнь? Уговорить съесть лекарственную пищу, к примеру, лимон? Попробуем, но без настырности — с помощью игры, шутки, веселым внушением. Но ни намека на уговоры и препирательства!
  • НЕ ублажать. Никаких пищевых награждений, никаких мороженых, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные уроки, тем более за съеденный против желания завтрак. Еда — не средство добиться послушания, а средство жить. Вознаградительными конфетками добьемся лишь избалованности, извращения вкуса и нарушения обмена веществ.
  • НЕ торопить. «Ешь быстрее! Ну что ты возишься?! А ну, кто быстрее съест?» Еда — не тушение пожара. Темп еды – дело лично. Спешка в еде вредна, а перерывы в жева-нии необходимы даже корове. Если спешим, то пусть лучше ребенок недоест, чем в суматохе проглотит лишний кусок, который может обернуться ему лишней ангиной или аппендицитом.
  • НЕ отвлекать. Телевизор выключен? Новая игрушка пока припрятана? Нотации не читаются? Ребенок отвлекается от еды сам — значит, не голоден.
  • НЕ потакать. Ребенок ребенку рознь. Бывают дети со своеобразными пищевыми прихотями. Подавляющее большинство этих прихотей безобидно и может быть удовлетво-рено, однако некоторые маленькие гурманы не прочь закусить и спичками, и кое-чем еще. Как правило, подобные эксцессы связаны с каким-то нарушением обмена, какой-то биохимической недостаточностью. Посоветуемся с доктором. Разумеется, нельзя позволить ни себе, ни ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (скажем, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть запреты и ограничения.
  • НЕ тревожиться и не тревожить. Никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следить лишь за качеством. Не приставать: «Ты поел?.. Тебе надо поесть, ты проголодался!.. Неужели не хочешь есть?» Пусть попросит, потребует, пусть вспомнит сам, да, пусть вспомнит его Природа! Не бойтесь — своего не упустит!

Это все «не», а где «как»? — как же кормить?
Очень просто. Какое-то время еде надлежит быть в пределах досягаемости ребенка, ничего больше. Если младенец, то дать грудь или бутылочку при появлении беспокойства. Если малыш, то безнасильно увлечь к столу, но не удерживать против воли. Если постарше, то можно сообщить, что завтрак обед или ужин готов. Хочешь — ешь. Не хочешь — не ешь. Вот и все.
Будем спокойны: если только мы сами не испортим дело соблазнами, то инстинкт всегда точно и своевременно подскажет ребенку, что, когда, сколько, в каком сочетании и последовательности нужно съесть. Детский организм знает это лучше врачей! Он еще помнит свою Природу. Ни мешайте ему!