Об организации занятий дома

Гармоничное развитие вашего ребенка невозможно без вашего активного участия. Очень важно уметь искусно организовать взаимодействие с ребенком в ходе различных видов совместной деятельности; игровой, предметной, художественной, трудовой и др.

В раннем детстве ребенок способен к восприятию самой различной информации. Важно обогащать запас знаний ребенка новыми впечатлениями, новыми жизненными ситуациями, расширяя его практический опыт. Занимаясь своими делами, взрослый может в любой обыденной жизненной ситуации познакомить своего ребенка с предметами обихода, их назначением, подчеркивая свойства предмета (чашка — чтобы пить, кровать — чтобы спать и т. д.), организовать наблюдение за действиями людей, привлекая при этом малыша к посильным практическим действиям (уборка вещей, игрушек). При этом обращается внимание ребенка на необходимость и результативность данных занятий.

Жизненный опыт и запас знаний детей можно пополнять, используя различные картинки, иллюстрации, знакомя с тем, что они могут увидеть в повседневной жизни, но в данный момент их не окружает (например, с животными, растениями и т. д.).

При наблюдении за трудовой деятельностью, необходимо учить понимать, как важно взаимодействие людей (например, мамы и дочери, папы и сына, врача и больного, продавца и покупателя). При этом в каждой последующей игровой ситуации усложнять задания. Особенно важно все действия сопровождать комментариями, причем основной формой общения в данном случае должен являться ситуативный диалог.

Знакомя ребенка с предметами, необходимо обращать внимание на их свойства (маленький, большой, высокий, низкий и т. д.), на цвет, форму. Кроме того, следует ознакомить ребенка с частями суток: утро, день вечер, ночь. Родители должны дать возможность ребенку ознакомиться с новыми предметами при помощи доступных ему способов: он может прикоснуться к тому или иному предмету, понюхать, попробовать на вкус. Для развития ребенка следует давать ему использовать в своих играх самый разный материал: песок, воду, пластилин, краски, кубики и т. д.

Некоторые советы по организации занятий

Лучшие подходы к организации занятий вашего ребенка вы сможете придумать сами, если будете внимательны к его особенностям и потребностям. Мы же предлагаем лишь некоторые советы, которые могут оказаться полезными для вас:

  • Занятия не должны вредить здоровью. Старайтесь по возможности совмещать занятия с прогулками на свежем воздухе.
  • Будьте внимательны к любым проявлениям познавательных потребностей ребенка. Не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его «почему?». Это обогатит его знания, подкрепит его познавательный интерес.
  • Побольше общайтесь с ребенком, сами учитесь его слушать и понимать, развивайте его речь, замечайте любые его достижения.
  • Дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач. Очень многие передачи оказывают негативное влияние на психику ребенка.
  • Следите за продолжительностью занятий. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.
  • Уделяйте внимание созданию мажорной, радостной атмосферы для занятий. На одном «надо» далеко не уедешь. Важно, чтобы это было интересно и весело.
  • Чаще одобряйте своего малыша словом, улыбкой, лаской и нежностью. В то же время не переусердствуйте: похвала должна быть только за то. что достигнуто старанием ребенка.
  • Не ориентируйтесь сами и не ориентируйте своего ребенка на сравнение его успехов с успехами других детей. Важно не то, как на фоне других развивается ваш ребенок, а то, как он раскрывает свою индивидуальность.